Баланс в минусе

Опубликовано Гость - 08:23 сб, 28/04/2018
Адвокат Малыкова Елена Олеговна

Всем нам знакомы модные сейчас услуги операторов сотовой связи: «гудок», смс-оповещение о всех входящих вызовах, пока телефон был выключен или находился вне зоны действия сети, иные услуги по «коротким номерам». Но не все знают, что эти услуги не так уж бескорыстны и безобидны, как кажется на первый взгляд. И иногда их предложение и подключение носит не совсем законный характер.

По закону «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, работах или услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а именно: условия их приобретения и цену в рублях, в том числе при оплате через определенное время после их оказания потребителю и пр. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В жизни же все происходит гораздо прозаичнее: оператор сотовой связи самостоятельно, без предварительного явно выраженного согласия абонента, подключает определённую платную услугу, например, тот же «гудок», когда при наборе номера абонента звонящий вместо гудков слышит в трубке своего телефона красивую модную музыку.
Радуются все: и звонящий, и абонент, узнавший от знакомых о появлении у него «бонуса» от любимого сотового оператора, сам оператор, списывающий за него ежедневную или ежемесячную плату.
Однако рано или поздно в жизни абонента наступает такой период, когда не было сделано ни одного звонка, не отправлено ни одного смс-сообщения, а денежные средства на балансе телефона закончились, и он, что называется, «в минусе».

Абонента посещают недобрые мысли, он дозванивается в справочную службу оператора, и пытается узнать о причинах обнуления баланса. Вот тут-то и открывается вся «правда жизни»: оказывается, такая полюбившаяся ему услуга является платной, и за неё ежедневно оператор сотовой связи списывает энную сумму денежных средств.

Абонент в недоумении – так вот куда исчезают его кровные!
Сотрудник coll-центра предлагает отключить услугу, однако срабатывает заранее просчитанный и разработанный оператором психологический ход: часть абонентов отказываются отключить услугу.
Мотивировка такого решения проста: «да ладно уж, деньги-то небольшие, а так я не такая как все, да и знакомые привыкли, как я им объясню, что опять вместо музыки гудки?».

Но даже если абонент и отключит услугу, вряд ли он попытается вернуть списанные с его баланса деньги за весь период её действия. По сути деньги и правда не большие – в месяц, как правило, выходит примерно 40-50 рублей, и мало кто станет за них судиться с компанией. Поэтому «неприятный инцидент» попросту забывается после отключения дополнительно навязанной абоненту услуги.

Бывает, компании поступают чуть мудрее: на телефон абонента поступает смс-уведомление о том, что ему бесплатно на определенное время подключена какая-либо дополнительная опция, чтобы абонент мог её протестировать.
По истечении названного периода услуга станет платной, и её можно будет отключить, совершив указанное в смс-собщении действие: набрав конкретную комбинацию цифр и символов, либо отправив смс с нужным текстом.
В итоге абонент «тестирует» услугу, а по окончании бесплатного периода попросту забывает её отключить. Итог один – помимо собственно расходов на связь, с баланса абонента списываются денежные средства за подключённую без его согласия дополнительную услугу.

Ситуация с самовольно подключённой услугой может стать и более неблагоприятной, окажись абонент в таком месте, где не будет возможности своевременно пополнить баланс сотового телефона (например, в горах, в лесу). А посредством ежедневного списания денежных средств за дополнительную услугу произошло обнуление баланса..
И в самый трудный момент абонент остался без связи с внешним миром. Тут уже, как говорится, не до забавы.

Таким образом, подключая ту или иную услугу без согласия абонента, оператор сотовой связи нарушает права абонента как потребителя.
Можно ли и нужно ли с этим бороться? Можно! И нужно!

Требуйте возвратить Вам списанные денежные средства в полном объёме. Как правило, деньги приходят на счет телефона удивительно быстро.

И в заключение хочется сказать, что на самом деле Закон о защите прав потребителей предоставил нам, Потребителям, достаточно широкий комплекс прав, которые необходимо знать и пользоваться ими.
Главное – не бояться и не лениться, а настойчиво требовать то, что положено Вам по закону.

По вопросам защиты прав потребителей звоните адвокату
Елене Олеговне Малыковой
8-903-457-49-49

Перейти на главную страницу сайта.